четверг, 23 октября 2014 г.

Скупой платит дважды, или Как "задолжняют" "раздолжнители"

«Пока живут на свете дураки,
обманом жить нам, стало быть, с руки!»
(Лиса Алиса и Кот Базилио,
х/ф «Приключения Буратино»)



Спрос рождает предложение. Эта аксиома рыночной экономики получила ещё одно очередное подтверждение. Речь пойдёт о так называемых «раздолжнителях», - плодящимися как грибы после дождя организациях, обещающих погасить кредитную задолженность клиента. Появились они после того, как государство накинуло законодательную узду на микрофинансовые организации, кредитовавшие население под сотни процентов годовых.
Закредитованность населения сегодня достигла угрожающего уровня. Согласно официальной статистике, 20% населения имеют по два кредита, а 8% - три кредита и более. Общая кредитная задолженность россиян по итогам года обещает превысить 450 млрд. рублей, или в среднем по 3000 рублей на каждого жителя, включая стариков и грудных младенцев. При этом безработица медленно, но верно растёт, а рубль так же медленно, но верно падает.
В этой ситуации и начали появляться так называемые «раздолжнители». Они берутся за определённую плату избавить клиента от долговой кабалы и урегулировать вопрос с кредитором. Однако в подавляющем большинстве случаев под маской новоявленных «благодетелей» скрываются обычные мошенники. Схема обмана достаточно проста и является гибридом финансовой «пирамиды» и сетевого маркетинга. В общих чертах она такова. Создаётся кооператив или общество пайщиков, в уставе которого сознательно создаются «дыры», с помощью которых данная контора «Рога и копыта» не несёт никакой финансовой ответственности перед клиентом за величину и продолжительность выплат кредитору. Затем путём рекламной кампании привлекаются первые клиенты, которые после умелой психологической обработки искренне уверовывают в финансовое «чудо» и приводят своих родственников, друзей и знакомых. За счёт их взносов «раздолжнитель» делает несколько платежей, погашая часть задолженности «первопроходца», после чего в одностороннем порядке отказывается от исполнения своих обязательств, либо делает их заведомо неприемлемыми для клиента. Причём зачастую договор бывает составлен таким образом, что клиент такой «конторы» становится должен не только своему кредитору, но ещё и ей самой.

В нашем городе подобная «контора» появилась в апреле этого года и громко называется «Паевое Общество Социального Творчества (ПОСТ) «Мы». Ведёт активную телевизионную, газетную, листовочную и щитовую саморекламу. Дважды, в апреле и июле, размещало свои материалы в Первой городской социальной сети «Новости Волгодонска»: «МЫ – РАЗДОЛЖНИТЕЛЬ» и «МЫ – РАЗДОЛЖНИТЕЛЬ: 3 МЕСЯЦА В ВОЛГОДОНСКЕ». Примечательно, что от публичного общения с юристами и банкирами новоявленные «добродетели» принципиально отказываются. Срок их пребывания в городе зависит лишь от числа доверчивых жителей и скорости распространения информации о реальной деятельности этих «раздолжнителей»: для заёмщиков спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Одна из последних и наиболее любопытных ссылок по теме здесь: «Раздолжнители» разозлили Центробанк»http://dengi.29.ru/text/news_fin/855088.html?block . Но на сегодняшний день она уже далеко не единственная…

суббота, 11 октября 2014 г.

Атомная энергетика: годы, люди и судьбы

«Пророков нет в Отечестве своём, да и в чужих отечествах не густо…»
(Владимир Высоцкий)







…Горький (ныне – Нижний Новгород), физико-технический факультет политехнического института, режимная аудитория. Март 1985-го. Доцент кафедры АЭС и У (атомные электростанции и установки)  Александр Викторович Безносов читает нам, студентам-второкурсникам, курс лекций по конструкциям АЭС. Тема – реакторная установка РБМК-1000. Рассказав о её принципиальном устройстве, А.В. делает паузу, некоторое время задумчиво смотрит на тающие сосульки за окном, и затем решительно произносит: «А теперь запишите и обведите в рамочку. «Строительство и эксплуатация реакторных установок типа РБМК-1000 являются преступлением против персонала этих АЭС и населения близлежащих населённых пунктов». Мы по привычке записали и обвели в рамочку – студентам на лекции особо думать над словами преподавателя некогда и незачем. Сказал – значит, так оно и есть. Задумался я над этой фразой только перед экзаменом – а почему, собственно? Грянувший через год Чернобыль дал всем нам, будущим инженерам АЭС, очень доходчивый ответ на этот вопрос, а вышеописанный эпизод объяснил лично мне, почему Безносов много лет каждый год безуспешно пытался стать профессором, но его так же аккуратно «валила» квалификационная комиссия. Полученную же мной у него «четвёрку» по конструкциям АЭС я до сих пор считаю главной оценкой своего диплома…
…Волгодонск, Ростовская АЭС, приёмная кабинетов директора и главного инженера на 4-ом этаже АБК. Сентябрь 1992-го, строительство станции два года как прекращено. Зашёл к секретарю за каким-то документом – в те времена вход  в «высочайшие» кабинеты был доступен даже для простых работяг, одним из которых я тогда и являлся. Из-за неплотно прикрытой двери слышался очередной диалог между первыми лицами заказчика и подрядчика – директором РоАЭС Эдуардом Николаевичем Мустафиновым и директором «Энергостроя» Николаем Евтихиевичем Шило. Последний, как обычно, требовал оплатить уже давно выполненные строительные и консервационные работы. Мне посчастливилось услышать заключительную фразу из директорского монолога, ставшую впоследствии классикой руководства РоАЭС почти на добрый десяток лет вперёд: «За деньги я блок и сам построю, ты мне без денег построй!». И ведь построили – на сегодняшний день лучшую АЭС России…