«Всё новое – хорошо забытое старое»
(народная мудрость)
Недостатки
автомобилей в современных крупных городах очевидны: малоэкономичное
использование энергии топлива при
сравнительно небольших скоростях движения и значительное загрязнение окружающей
среды выхлопными газами, а также утечками масла и бензина. Альтернативой
традиционным авто могли бы стать электромобили, но у их аккумуляторов весьма
ограниченные удельная энергоёмкость (Вт*ч/кг) и удельная снимаемая мощность
(Вт/кг). По данным министерства энергетики США, для создания серийноспособных
«семейных» электромобилей эти уровни должны достигнуть 220 Вт*ч/кг и 150 Вт/кг
соответственно. Такие показатели в
доступных для применения источниках тока получены, но «стоят» очень дорого.
Альтернативой
автомобилям могли бы стать аэрокатера (см.
мой материал «Городской аэрокатер, или все – в небо!»), а также гиромобили,
- наземные транспортные экипажи с горизонтальным кольцеобразным маховиком,
расположенным под салоном. Сам маховиковый накопитель представляет собой два
противоположно вращающихся кольцевых маховика, одновременно являющихся роторами
асинхронного электродвигателя-генератора. От маховикового накопителя энергия
подаётся на четыре независимых мотор-колеса.
Зарядка осуществляется
путём прямой подачи переменного тока на клеммы накопителя, бегущее переменное
магнитное поле раскручивает стальной сердечник-ротор в противоположные стороны.
После отключения внешнего источника маховики, расположенные в вакуумированном
кожухе, переходят в режим автономного вращения, и при подключении к этому
гироаккумулятору мотор-колес обеспечивает их независимый привод.
Преимущества
такой схемы механического сохранения электроэнергии перед традиционной
химической схемой очевидны: относительная простота, дешевизна и экологическая
чистота изготовления основных узлов гироаккумулятора, независимый привод
каждого из колёс, возможность возврата энергии в гироаккумулятор при торможении
двигателями. Значительно выше будет и к.п.д. гироаккумулятора, т.к. не будет
потерь энергии при преобразовании переменного тока в постоянный, а также при
преобразовании электрической энергии в химическую и обратно. Особенно
эффективно было бы использование маховикового (гироскопического) привода на
внутригородском транспорте, где наиболее часто встречается режим
«разгон-торможение». На начальном этапе внедрения приемлемо использование для
постоянной подпитки маховика небольшого бензинового двигатель-генератора,
работающего в постоянном режиме.
Единственной
сложностью будет достижение требуемых для маховиков в соответствии с законами
физики 42-48 тыс. об./мин (700-800 об./сек), но эту проблему вполне можно
решить, привлекая к решению задачи оборонные заводы, изготавливающие гироскопы
для танков и подводных лодок.
Если уж не
летать, то хоть ездить максимально энергетически эффективно, и минимально
загрязняя окружающую среду, - такой мотив двигал мной при проработке этой идеи.
Да, и ещё одно преимущество гиромобиля, - из-за мощного маховика он будет «прилипать»
к дороге на любой, даже очень большой скорости, и окажется, практически,
гарантирован от переворачивания и опрокидывания с проливанием на землю ядовитых
жидкостей. А физическая безопасность пассажиров – вещь немаловажная.
На фото: гибридная «Тойота Камри» 1997 г . и маховик с приводом
от электромотора.
P.S. от 12.04.2023 г. Продолжение темы в публикации "Вместо электромобиля - гиромобиль" от 15.03.2022 г., https://ezhenkoff.blogspot.com/2022/03/blog-post_15.html.
Комментариев нет:
Отправить комментарий