вторник, 21 января 2014 г.

"Атомные миллиарды": миф и реальность



Нехорошо считать деньги в чужом кармане. Но если этот карман не твой, а твоего хозяйственного соседа, обустраивающего свой бизнес на общей с тобой территории? Тогда резонно предположить, что, коль скоро у тебя дела идут не очень, то сосед вполне мог бы и поделиться честно заработанным!
Примерно такая логика присутствует у многих жителей 30-км зоны вокруг Ростовской (до 2010 г. – Волгодонской) атомной электростанции. Забывая при этом, что нашумевшее постановление Правительства РФ № 763 от 15.10.1992 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики» ещё в 2002-ом году претерпело существенные изменения, и в том числе в части пунктов, предусматривающих льготы на оплату потреблённой электроэнергии для населения.  П.п. 2 и 3  отменены Постановлениями Правительства РФ №121 от 20.02.2002 и №630 от 22.08.2002. Что же осталось «в сухом остатке»? А вот что:

1. Министерству Российской Федерации по атомной энергии:
а) включать  в  сметы  на  строительство  новых  и  расширение
   действующих атомных станций затраты на сооружение в определяемых в
   проекте  зонах  вокруг  этих станций объектов социальной сферы для
   населения,  проживающего в данных зонах, в размере до 10 процентов
   капитальных   вложений,   выделяемых   на  строительство  объектов
   производственного назначения,  сверх предусмотренных  действующими
   нормативами   в   сводке   затрат   на   жилищно   -   гражданское строительство.



      Перечни указанных объектов социальной сферы, объемы и сроки их 
строительства согласовываются с соответствующими местными Советами 
народных   депутатов.   В   этих   перечнях   предусматривается  (в обязательном 
порядке) создание в  поселках  атомных станций при медицинских лечебных 
учреждениях диагностических  центров,  где  наряду  с  работниками станций   
будут  обследоваться  по  направлению  районных  отделов здравоохранения  
граждане,  проживающие  в   населенных   пунктах, расположенных в определяемых 
в проекте зонах вокруг этих станций;
       Министерству здравоохранения    Российской     Федерации     и
   Министерству  Российской Федерации по атомной энергии обеспечивать
   выделение  современной  медицинской   аппаратуры   для   оснащения
   указанных диагностических центров;
       строительство вне    зон    размещения     атомных     станций
   оздоровительных  учреждений  для  детей  школьного  и  дошкольного
   возраста с целью обеспечения по согласованию с  местными  Советами
   народных  депутатов  путевками  детей,  проживающих  в  населенных
   пунктах,  расположенных в  определяемых  в  проекте  зонах  вокруг
   атомных станций;
       б) разрешить предусматривать в проектах на сооружение новых  и
   расширение   действующих   атомных   станций   строительство   для
   работников   этих   станций,   и   жителей   населенных   пунктов,
   расположенных  в определяемых в проекте зонах вокруг этих станций,
   индивидуальных жилых домов усадебного типа  с  использованием  для
   этих  целей  до  10  процентов  средств,  выделяемых  на  жилищное
   строительство,  с передачей местным Советам народных депутатов  до
   20 процентов таких домов.
 
Вот, собственно, и всё. Как промышленное энергетическое предприятие, 
Ростовская (Волгодонская) АЭС исправно платит положенные налоги в местный, 
областной и федеральный бюджеты. На дальнейшее распределение этих средств мы, 
рядовые горожане, реально повлиять уже не в состоянии. 
Реальным примером для нас могла бы стать деятельность администрации саратовского 
Балаково, где четыре блока ВВЭР-1000 проекта В-320 действуют уже 20 лет  
(последний, энергоблок №4, был введён в эксплуатацию в 1994 г., когда в 
Волгодонске антиатомная истерия была в самом разгаре). Давно достроена и 
принимает горожан, наряду с атомщиками, типовая городская поликлиника, аналог 
которой у нас много лет недостроен на Гагарина, 40. Мэр Балаково – частый гость 
директора БалАЭС, они регулярно встречаются и вместе решают насущные проблемы 
города-спутника. У нас же директор АЭС и мэр – две параллельные прямые, которые 
нигде не пересекаются. 
И последнее, – как оценить объём капитальных вложений атомной станции? 
Очень просто: сооружение одного энергоблока типа ВВЭР-1000 стоит примерно 
66 млрд.руб., в год он производит товарной продукции на 11,2 млрд.руб., и приносит 
прибыль около 10 млрд.руб. в год, окупаясь примерно за 7 лет при проектном сроке 
эксплуатации 30 лет.  Таковы общие цифры. Для тех, кто не знает, - на стройплощадке 
РоАЭС сейчас одновременно строятся сразу два энергоблока, намеченные к пуску в 
декабре 2014 и 2016 гг. соответственно. Стоимость этих блоков – 132 млрд.руб., 
10% для «прилегающей территории» - это 13,2 млрд.руб. В 30-км зоне вокруг РоАЭС 
проживает примерно 264 тыс.чел., соответственно на каждого могло бы прийтись 
материальных благ на 50 тыс.руб. Такова сухая статистика. Что окажется в реальности, - 
покажут ближайшие три-четыре года, когда Ростовская АЭС заработает на полную 
проектную мощность, а в Волгодонске сменится городская власть (очень хочется на это 
надеяться).
























Комментариев нет:

Отправить комментарий