вторник, 26 января 2016 г.

Атомная энергетика: до и после Фукусимы



Кое-что во мнении волгодонских противников атомной энергетики, протестующих против форсирования мощности энергоблоков Ростовской АЭС до 104-105 процентов, безусловно, здраво. Лично я как физик-атомщик ещё советского, но уже демократического образца, категорически против «форсирования» блоков Курской АЭС, где стоят злосчастные реакторы типа РБМК («чернобыльского» типа). Сказки о «модернизации» их защиты и «гарантированной безопасности» - это голос концерновских лоббистов, не желающих прислушиваться к предупреждению И.В.Курчатова «Реактор ни при какой ситуации не должен оставаться без воды!» На американском реакторе «Энрико Ферми-1» в 1966 г., на ЧАЭС-4 в 1986 г. и Фукусиме-1 в 2011 г. это правило было нарушено, и последствия оказались печальными (а на последних двух - катастрофическими).
Вот только одно уточнение: отказаться нужно от всех вариантов серийных одноконтурных реакторов (BWR, РБМК) с кипящей водой, а также от всех промышленно-экспериментальных реакторов с теплоносителем в виде натрия или свинца (БН-600 под Екатеринбургом, «Энрико Ферми – 2» под Детройтом и т.п.). Любые эксперименты должны проводиться только в НИИ атомной отрасли, на специально подготовленных маломощных, а не на промышленных реакторах! Особого внимания сегодня требует бурно развивающаяся индийская атомная энергетика, т.к. именно там трагедия Фукусимы из-за повышенной сейсмичности на полуострове Индостан может повториться прежде всего. А России нужно повнимательнее сотрудничать с Индией в ядерной отрасли, - валюта и приоритет своей страны в таких делах, как строительство  новых АЭС, решают далеко не всё.
Оставить потомкам можно и нужно водо-водяные реакторы типа PWR (в России - ВВЭР) и тяжеловодные канадские CanDU на природном уране (PHWR по-международному). Они - двухконтурные и с добротно сделанной гермозоной реактора, и стопроцентно гарантируют от серьёзных последствий даже при 9-балльном землетрясении. Вот и пусть работают на благо человечества! Авария в Пенсильвании на АЭС Tree Mail Island-2 в 1979 г. наглядно доказала надёжность двухконтурных реакторов типа PWR – лишь несколько человек персонала получили дозы в 2 – 6 рентген, окружающая среда не пострадала вообще. Японцы, конечно, молодцы, бьются за Фукусиму как камикадзе. Но, извините, ещё Бисмарк говорил, что на своих ошибках учатся только дураки, умные учатся на чужих.
Для Волгодонской АЭС, как и для других российских АЭС с реакторами типа ВВЭР-440 и ВВЭР-1000, повышение мощности на 4-5%, разумеется, что слону дробина…а вот жителям Курска (а в перспективе - Питера и Смоленска) и окрестностей я бы советовал попытаться «вежливо возразить» против планов «Росатома». На Чернобыле тоже благой по цели эксперимент, - попытаться обеспечить энергопитание системы аварийного расхолаживания (САОР) за счёт инерции вращения ротора турбогенератора при останове реактора, - обернулся катастрофой мирового масштаба. Может, не стоит дважды наступать на одни и те же грабли?

воскресенье, 24 января 2016 г.

Певец поколений





25-го января, Владимиру Высоцкому исполнилось бы 78 лет. Его песни слушают уже несколько поколений, и автор этих строк – не исключение.  Видимо, не случайно день рождения Владимира Семёновича совпал с Днём студента, или с Татьяниным Днём. Молодёжь наиболее остро воспринимала творчество поэта и певца.

«Я разбил об асфальт…»

Я разбил об асфальт расписные стеклянные детские замки,
Стала тверже рука,  и изысканней слог,  и уверенней шаг…
Только что-то не так,
Если страшно молчит, растерявшись, толпа у Таганки,
Если столько цветов, бесполезных цветов в бесполезных руках.

И тогда я решил убежать, обмануть, обвести обнаглевшее время,
Я явился тайком в те места, куда вход для меня запрещен.
Я стучался в свой дом,
В дом, где я лишь вчера до звонка доставал еле-еле,
И дурманил меня сладкий запах забытых, ушедших времен.

И казалось: вот-вот заскрипят и откроются мертвые двери,
Я войду во вчера, я вернусь, словно с дальнего фронта, домой.
Я им все расскажу,
Расскажу, что с ним будет,  и может быть, кто-то поверит,
И удастся тогда хоть немного свернуть, хоть немного пройти стороной.

И никто не открыл... Ни души в заколоченном брошенном доме.
Я не мог отойти, и стоял, как в больном, затянувшемся сне.
Это злая судьба,
Если кто-то опять не допел и кого-то хоронят,
Это время ушло, и ушло навсегда и случайно вернулось ко мне.

Андрей Макаревич, 1980 г.

«А напоследок я скажу…»

Последней видеосъемке В.С. Высоцкого посвящается

Из-за кулис он вышел не спеша,
Повесил свой пиджак на спинку стула,
И, улыбнувшись, молвил: «Вот и я!
Надеюсь, что не вся страна уснула…»

Он волновался, нервничал, курил,
Но пел – от сердца, резко, на надрыве.
И в этот час он перед нами жил, -
Наперекор болезни, зависти, могиле.

Он пел, - то дружелюбен, то суров,
Что жизни нить когда-то оборвётся.
Была здесь и «Охота на волков»,
«Я не люблю…» и «Песнь канатоходца».

И в этот час затихли города, -
В них люди молча слушали Поэта.
И чувствовали: этот – НАВСЕГДА,
Без блата, денег и - без худсовета.

Ушёл он так же скромно, как вошёл,
С улыбкой пожелав «Спокойной ночи!»,
Спросил у оператора: «Ну, всё?
Так вот вам пара строчек, между прочим:

Наплюйте на «дворцовый этикет»,
Скажите прямо: «Ненавижу подлость!».
…Поэт в России больше, чем поэт,
Он – наша совесть, дух и наша гордость…

Виктор Еженков, 2012 г.

среда, 20 января 2016 г.

8000-ый читатель




Дорогие завсегдатаи и гости блога!
Сегодня я как его автор отмечаю своеобразный юбилей - счётчик посещений блога "Свой Взгляд" достиг отметки в 8000, а количество публикаций - 100! Сообщения блога читали в России, на Украине, в США, Германии и добром десятке других стран. Спасибо всем читателям! Заходите почаще, читайте поглубже!
С уважением, Виктор Еженков.