четверг, 1 февраля 2018 г.

Казань: можно ли было возразить Путину?


«Партия сказала «надо!»
(популярный лозунг советской эпохи)



Несмотря на личные «заморочки», краем глаза следил за перемещениями нашего главного самовыдвиженца по российским просторам. В минувший четверг, 25-го января, Владимир Владимирович прибыл в столицу Татарстана, где пообщался со студентами и посетил казанский авиастроительный завод. На нём Путину продемонстрировали испытательный полёт новой модификации знаменитого отечественного стратегического бомбардировщика Ту-160. После этого Президент выступил перед работниками завода, во время чего выразил предложение создать на базе Ту-160 гражданскую версию самолёта. Почти дословно он сказал следующее: «У нас уже был сверхзвуковой пассажирский самолёт – Ту-144. Но он не «пошёл» потому, что цена билета должна была соответствовать хоть какой-то средней зарплате. Сейчас другое время, другая ситуация в стране. Стоило бы вернуться к этой идее». Через два часа (!) после этого высказывания на новостных лентах появились сообщения, что соответствующая команда исполнителям уже дана. А стоило ли так торопиться? Как известно, «поспешишь – людей насмешишь». Похоже, это тот самый случай.
Для того, чтобы убедиться в этом, автору пришлось, что называется, «перелопатить» немалое количество информации. Тем не менее, компетентные критики этой идеи всё же нашлись. Они чётко указали на то, что с технической точки зрения сделать из военного Ту-160 гражданский авиалайнер весьма и весьма проблематично. Во-первых, у Ту-160 вся авионика рассчитана на переменный центр массы, который необходим при сбросе бомб и выработке горючего. Во-вторых, размещение пассажиров принципиально возможно лишь на месте дополнительных топливных баков, а это не более 40 – 50 человек. В-третьих, экономичных двигателей для сверхзвуковых полётов пока практически нет (нынешний НК-32 назвать экономичным нельзя, на сверхзвуке он весьма «прожорлив»). В-четвёртых, ударная волна при преодолении звукового барьера даже на высоте 10 – 12 километров наделает немало шума на земле, включая выбитые в домах стёкла. Всё это вместе взятое (и кое-что ещё «по мелочи» типа необходимости изменения формы кромки крыла) даже в современной экономической ситуации даёт возможность использования сверхзвуковых пассажирских самолётов только очень богатыми персонами типа миллиардеров и высокопоставленных госслужащих на межконтинентальных авиарейсах. Точка? Не совсем.
Личный опыт автора, наблюдающего за словами и поступками российского лидера практически с самого начала его политической карьеры, говорит о том, что Путин не так прост, как это иногда кажется на первый взгляд. Каковы же могут быть глубинные политические и экономические мотивы его заявления в Казани? Во-первых, французы и британцы вспомнят свой намного более успешный, чем его советский аналог, сверхзвуковой пассажирский «Конкорд». А также и то, что этот проект был закрыт только после того, как американцы поняли, что «проспали» эту нишу в развитии гражданской авиации, и в одностороннем порядке ввели драконовские требования использования «сверхзвукорей» на своей территории. Во-вторых, при использовании советского задела даже на создание такой машины практически с нуля, по оценкам тех же экспертов, уйдёт максимум 8 – 10 лет. А это уже новое поколение авиаконструкторов, защищавших свои диссертации уже по гиперзвуковой технике, плюс десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест в конструкторских бюро и на авиастроительных заводах на среднесрочную перспективу. Деньги, которые богатые и сильные мира сего не пожалеют на создание своего имиджа среди себе подобных, придут к тем, кто их реально заработал своим честным и нелёгким трудом. А это уже пресловутая социальная справедливость, и не на словах, а на деле. Конечно, Владимир Владимирович отдаёт себе отчёт в том, что в то время он уже вряд ли будет Президентом России. Хотя - ?

Комментариев нет:

Отправить комментарий