«Партия сказала «надо!»
(популярный лозунг советской эпохи)
Несмотря на личные «заморочки», краем
глаза следил за перемещениями нашего главного самовыдвиженца по российским
просторам. В минувший четверг, 25-го января, Владимир Владимирович прибыл в
столицу Татарстана, где пообщался со студентами и посетил казанский
авиастроительный завод. На нём Путину продемонстрировали испытательный полёт
новой модификации знаменитого отечественного стратегического бомбардировщика
Ту-160. После этого Президент выступил перед работниками завода, во время чего
выразил предложение создать на базе Ту-160 гражданскую версию самолёта. Почти
дословно он сказал следующее: «У нас уже был сверхзвуковой пассажирский
самолёт – Ту-144. Но он не «пошёл» потому, что цена билета должна была
соответствовать хоть какой-то средней зарплате. Сейчас другое время, другая
ситуация в стране. Стоило бы вернуться к этой идее». Через два часа (!)
после этого высказывания на новостных лентах появились сообщения, что
соответствующая команда исполнителям уже дана. А стоило ли так торопиться? Как
известно, «поспешишь – людей насмешишь». Похоже, это тот самый случай.
Для того, чтобы убедиться в этом, автору
пришлось, что называется, «перелопатить» немалое количество информации. Тем не
менее, компетентные критики этой идеи всё же нашлись. Они чётко указали на то,
что с технической точки зрения сделать из военного Ту-160 гражданский
авиалайнер весьма и весьма проблематично. Во-первых, у Ту-160 вся авионика
рассчитана на переменный центр массы, который необходим при сбросе бомб и
выработке горючего. Во-вторых, размещение пассажиров принципиально возможно лишь
на месте дополнительных топливных баков, а это не более 40 – 50 человек.
В-третьих, экономичных двигателей для сверхзвуковых полётов пока практически
нет (нынешний НК-32 назвать экономичным нельзя, на сверхзвуке он весьма
«прожорлив»). В-четвёртых, ударная волна при преодолении звукового барьера даже
на высоте 10 – 12 километров наделает немало шума на земле, включая выбитые в
домах стёкла. Всё это вместе взятое (и кое-что ещё «по мелочи» типа
необходимости изменения формы кромки крыла) даже в современной экономической
ситуации даёт возможность использования сверхзвуковых пассажирских самолётов
только очень богатыми персонами типа миллиардеров и высокопоставленных
госслужащих на межконтинентальных авиарейсах. Точка? Не совсем.
Личный
опыт автора, наблюдающего за словами и поступками российского лидера
практически с самого начала его политической карьеры, говорит о том, что Путин
не так прост, как это иногда кажется на первый взгляд. Каковы же могут быть
глубинные политические и экономические мотивы его заявления в Казани?
Во-первых, французы и британцы вспомнят свой намного более успешный, чем его
советский аналог, сверхзвуковой пассажирский «Конкорд». А также и то, что этот
проект был закрыт только после того, как американцы поняли, что «проспали» эту
нишу в развитии гражданской авиации, и в одностороннем порядке ввели
драконовские требования использования «сверхзвукорей» на своей территории.
Во-вторых, при использовании советского задела даже на создание такой машины
практически с нуля, по оценкам тех же экспертов, уйдёт максимум 8 – 10 лет. А
это уже новое поколение авиаконструкторов, защищавших свои диссертации уже по
гиперзвуковой технике, плюс десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест
в конструкторских бюро и на авиастроительных заводах на среднесрочную
перспективу. Деньги, которые богатые и сильные мира сего не пожалеют на
создание своего имиджа среди себе подобных, придут к тем, кто их реально
заработал своим честным и нелёгким трудом. А это уже пресловутая социальная
справедливость, и не на словах, а на деле. Конечно, Владимир Владимирович
отдаёт себе отчёт в том, что в то время он уже вряд ли будет Президентом
России. Хотя - ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий