вторник, 27 февраля 2018 г.

Атомные ледовые монстры России




Развитие судоходства по Северному морскому пути является приоритетной задачей в дальнейшем «движении вверх» экономики нашей страны. Это мнение не только Президента России, но и значительной части учёного сообщества. Российская Федерация имеет самую длинную в мире арктическую границу и обоснованно претендует на львиную долю мировой добычи углеводородов в этом регионе, который до сих пор толком не изучен. Кроме России, на Арктику претендуют ещё пять стран, имеющих арктическую границу – это США, Канада, Норвегия, Финляндия и Дания.


На сегодняшний момент к освоению Арктики больше всех готова лишь Россия. В минувшем 2017-ом году первенец советского атомного ледокольного флота атомоход «Ленин», в настоящее время стоящий на приколе в Мурманском порту, отметил своё 60-летие. Сейчас мы строим три новых атомных ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я) – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Аббревиатура ЛК-60Я расшифровывается как ледокол мощностью 60 МВт с ядерной силовой установкой. Первым и одновременно головным в этой серии стал атомоход «Арктика», спущенный со стапелей Балтийского завода в июне 2016-го, вторым – «Сибирь» (сентябрь 2017-го). После спуска на воду достройка ледоколов будет продолжена на плаву. Длина каждого из этих исполинов составляет 173,3 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение – 33,5 тысячи тонн, расчётная толщина льда – 3 метра. Сроки ввода в эксплуатацию у «Арктики» - весна 2019-го, «Сибири» и «Урала» - ноябрь 2020-го и ноябрь 2021-го соответственно. Перегрузка ядерного топлива будет осуществляться раз в семь лет, численность экипажа – 75 человек, запас продуктов рассчитан на восемь месяцев.



Однако «Росатомфлот» (структурное подразделение Госкорпорации «Росатом») останавливаться на достигнутом не собирается. В настоящее время уже готова проектно-техническая документация на серию более мощных атомных ледоколов «Лидер» (серия 10510 или ЛК-120Я). Он будет вдвое более мощным, чем атомоходы предыдущей серии 22220, однако его ориентировочная стоимость составит порядка 1 млрд. евро, в связи с чем сейчас идут переговоры между «Росатомом» и Минэкономразвития РФ.  Ледокол сможет обеспечить круглогодичное движение кораблей и судов по Северному морскому пути, независимо от погоды и ледовой обстановки (правда, для этого потребуется серия из трех-четырех подобных гигантов). При неограниченной дальности плавания «Лидера» и длине корпуса в 209 метров его ширина — 47,7 метра — обеспечивает ледокольную проводку самых крупных танкеров и газовозов. Очевидно, и в интересах ВМФ проект 10510 будет востребован во всех арктических морях — от Баренцева и Карского до Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. На палубе ледокола есть комплекс для вертолетов Ми-8, Ми-38 и аналогичных зарубежных моделей. Многофункциональные краны в районе кормы позволяют проводить ремонтные работы, включая замену лопастей гребных винтов. Два реактора РИТМ-400 находятся внутри герметичной защитной оболочки из радиационно-стойких стали и бетона. Конструкция реакторного отсека может выдержать падение вертолета, посадку на мель, столкновение с другим судном. По словам Президента Путина, первый атомный ледокол типа «Лидер» появится к 2025-ому году.



          Разумеется, Северный арктический морской путь не заменит существующий маршрут «Европа – Азия» через Суэцкий канал, однако он сможет взять 20% от существующего грузооборота. Это, в том числе, может стать и транзит российского сжиженного газа и нефти в стремительно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, в частности, в Китай и Индию, что может стать сильным «щелчком по носу» американскому проекту поставок сжиженного природного газа в страны Евросоюза.

2 комментария:

  1. Так вроде ж Китаю газ с нефтью и так продают, как и Европе, более удобным и дешёвым способом - через трубопровод, разве нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что нынешних трубопроводов нефти и газа Китаю явно не хватает для реализации своих экономических планов. Отсюда интерес к Севморпути, который сулит Китаю и России обоюдную выгоду. Арктика обладает огромными нераспечатанными запасами природных ресурсов, главным образом энергетических, львиная доля которых находится в российской зоне. "Всемирной фабрике" нужен "Арктический Шёлковый Путь", который почти в полтора раза короче нынешних маршрутов. Подробнее см. здесь: https://vz.ru/economy/2018/1/26/905387.html.

      Удалить