Развитие судоходства по Северному
морскому пути является приоритетной задачей в дальнейшем «движении вверх»
экономики нашей страны. Это мнение не только Президента России, но и
значительной части учёного сообщества. Российская Федерация имеет самую длинную
в мире арктическую границу и обоснованно претендует на львиную долю мировой
добычи углеводородов в этом регионе, который до сих пор толком не изучен. Кроме
России, на Арктику претендуют ещё пять стран, имеющих арктическую границу – это
США, Канада, Норвегия, Финляндия и Дания.
На сегодняшний момент к освоению Арктики
больше всех готова лишь Россия. В минувшем 2017-ом году первенец советского
атомного ледокольного флота атомоход «Ленин», в настоящее время стоящий на приколе в Мурманском порту, отметил своё 60-летие. Сейчас мы строим три новых атомных
ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я) – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Аббревиатура
ЛК-60Я расшифровывается как ледокол мощностью 60 МВт с ядерной силовой установкой.
Первым и одновременно головным в этой серии стал атомоход «Арктика», спущенный
со стапелей Балтийского завода в июне 2016-го, вторым – «Сибирь» (сентябрь
2017-го). После спуска на воду достройка ледоколов будет продолжена на плаву.
Длина каждого из этих исполинов составляет 173,3 метра, ширина – 34 метра,
водоизмещение – 33,5 тысячи тонн, расчётная толщина льда – 3 метра. Сроки ввода
в эксплуатацию у «Арктики» - весна 2019-го, «Сибири» и «Урала» - ноябрь 2020-го
и ноябрь 2021-го соответственно. Перегрузка ядерного топлива будет
осуществляться раз в семь лет, численность экипажа – 75 человек, запас
продуктов рассчитан на восемь месяцев.
Однако «Росатомфлот»
(структурное подразделение Госкорпорации «Росатом») останавливаться на
достигнутом не собирается. В настоящее время уже готова проектно-техническая
документация на серию более мощных атомных ледоколов «Лидер» (серия 10510 или ЛК-120Я).
Он будет вдвое более мощным, чем атомоходы предыдущей серии 22220, однако его
ориентировочная стоимость составит порядка 1 млрд. евро, в связи с чем сейчас
идут переговоры между «Росатомом» и Минэкономразвития РФ. Ледокол сможет обеспечить круглогодичное
движение кораблей и судов по Северному морскому пути, независимо
от погоды и ледовой обстановки (правда, для этого потребуется
серия из трех-четырех подобных гигантов). При неограниченной дальности
плавания «Лидера» и длине корпуса в 209 метров его ширина — 47,7
метра — обеспечивает ледокольную проводку самых крупных танкеров
и газовозов. Очевидно, и в интересах ВМФ проект 10510 будет
востребован во всех арктических морях — от Баренцева
и Карского до Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. На
палубе ледокола есть комплекс для вертолетов Ми-8, Ми-38
и аналогичных зарубежных моделей. Многофункциональные краны в районе
кормы позволяют проводить ремонтные работы, включая замену лопастей гребных
винтов. Два реактора РИТМ-400 находятся внутри герметичной защитной оболочки
из радиационно-стойких стали и бетона. Конструкция реакторного отсека
может выдержать падение вертолета, посадку на мель, столкновение
с другим судном. По словам Президента Путина, первый атомный ледокол типа
«Лидер» появится к 2025-ому году.
Разумеется, Северный
арктический морской путь не заменит существующий маршрут «Европа – Азия» через
Суэцкий канал, однако он сможет взять 20% от существующего грузооборота. Это, в
том числе, может стать и транзит российского сжиженного газа и нефти в
стремительно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, в частности, в Китай и
Индию, что может стать сильным «щелчком по носу» американскому проекту поставок
сжиженного природного газа в страны Евросоюза.
Так вроде ж Китаю газ с нефтью и так продают, как и Европе, более удобным и дешёвым способом - через трубопровод, разве нет?
ОтветитьУдалитьДело в том, что нынешних трубопроводов нефти и газа Китаю явно не хватает для реализации своих экономических планов. Отсюда интерес к Севморпути, который сулит Китаю и России обоюдную выгоду. Арктика обладает огромными нераспечатанными запасами природных ресурсов, главным образом энергетических, львиная доля которых находится в российской зоне. "Всемирной фабрике" нужен "Арктический Шёлковый Путь", который почти в полтора раза короче нынешних маршрутов. Подробнее см. здесь: https://vz.ru/economy/2018/1/26/905387.html.
Удалить