суббота, 11 ноября 2017 г.

Новейшая история Ростовской АЭС. Зарисовка № 2 (доп.)


(продолжение, начало см. ниже, от 08.11.2017)

Сентябрь 1993-го года, первый месяц моей работы в Информационном Центре (ИЦ) Ростовской АЭС в должности инженера по научно-технической информации (НТИ). В то время ИЦ скромно занимал шесть кабинетов в помещении бывшего там прежде реакторного цеха на втором этаже левого крыла административно-бытового корпуса (АБК), и насчитывал около полутора десятков сотрудников (точнее не скажу за давностью лет). Моим непосредственным начальником стал замначальника ИЦ Владимир Константинович Хожаков, впоследствии тактично преподавший мне немало жизненных уроков. Узнав о моём «атомном» дипломе Горьковского, ныне Нижегородского политеха, он несказанно обрадовался и счёл необходимым сразу взять, что называется, быка за рога. Я получил от него сразу три документа с анафемой в адрес атомной энергетики вообще и Ростовской АЭС в частности. Один был написан старшим есаулом Всевеликого Войска Донского с чисто казачьей фамилией Гайнутдинов, другой метал громы и молнии от корреспондента «Вечернего Ростова» Людмилы Кравченко (наше с ней заочное противостояние впоследствии протянулось на шесть лет – авт.). Но начать «косить» воинствующую «зелень» я решил с третьего материала, наиболее серьёзного и опасного из всех, – с отпечатанной зелёным шрифтом листовки «Гринпис», под которой подписался бывший в то время социал-демократом и «яблочником» нынешний бессменный депутат Госдумы 2-го – 7-го созывов Михаил Емельянов. Он и сейчас остаётся верен себе, перебежав из «Единой России» премьера Дмитрия Медведева в «Справедливую Россию» Сергея Миронова. А в той зелёной во всех смыслах листовке он вместе со своими иностранными друзьями сравнивал развитие атомной энергетики в России с советским проектом поворота северных рек на юг, в частности, с проектом канала «Волга-Дон-2».
Я со свойственной мне педантичностью и кратко объяснил шулерство последнего и откровенную техническую безграмотность первых. На это у меня ушло два дня, после чего распечатанные мной ответы ушли в стол моему шефу. Когда я спросил, почему, он меня грустно спросил: «Витюня, а где мы это будем публиковать? Какой безумец возьмет наши материалы?» Должен заметить, что тогда у РоАЭС не было ни газеты «Энергия», появившуюся годом позже, и которой руководила летописец Волгодонска и посмертно Почётный гражданин города Юлия Георгиевна Исакова, ни тем более «Донской правды» Ирины Геннадиевны Тесля. Всё это было позже, а в том далёком 1993-ем мне приходилось маневрировать, ища газеты, способные опубликовать о теме тотального энергодефицита на Северном Кавказе вообще и Ростовской области в частности. Так мне удалось опубликовать материал о низком качестве электроэнергии в «Голосе потребителя» Анатолия Николаевича Долженко и небольшую заметку о том, что строит законсервированная АЭС в городе, - но аж в самом «Вечернем Волгодонске» г-на Черкасова. Вообще-то всё это смахивало на партизанщину, но других вариантов у РоАЭС тогда не было.
Ещё осень 1993-го запомнилась мне приездом на АБК гринписовской «гусеницы» и первой проведённой мной лекцией и экскурсией по первому блоку для молодых милиционеров из Центра переподготовки МВД РФ, что напротив 16-ой школы. Гринписовский длинномерный автобус - «гармошка» был оснащён по последнему слову техники видеомагнитофонами и телевизорами с «зелёными» агитроликами. Не знаю, чьи конкретно деньги они отрабатывали этим визитом, но на их «лекции» сотрудники дирекции практически никак не отреагировали. Нас на станции тогда было около семисот человек, и на «зелёный» призыв в духе нацистского «Русские партизаны! Вы окружены, сдавайтесь! Сопротивление бесполезно!» эмоций    был практически ноль.
А вот с молодыми милиционерами мне работать понравилось. Это было моё первое публичное выступление, и я с удовольствием рассказывал им, как работают различные типы атомных реакторов, что произошло на Чернобыльской АЭС семь лет назад, и почему такого у нас не может быть в принципе. Прогулка по турбинному и реакторному отделениям 1-го энергоблока длилась около часа. За это время мы проходили вокруг турбины, затем спускались на БЩУ (блочный щит управления, - авт.), далее на 36-ую отметку в гермозону, и заканчивали реактором и парогенераторами. Всё можно было посмотреть и потрогать, что делало экскурсии довольно информативными. И противники АЭС, и нейтрально к ней относящиеся выходили наружу с квадратными глазами и восхищённым «а мы-то думали!». Численность и состав каждой экскурсии мы с шефом заносили в специальный журнал, который случайно попался мне на глаза уже в 2000-ом, во время переезда ИЦ. И я с удивлением обнаружил, что с сентября 1993-го по апрель 1998-го, когда официально стал телевизионщиком, я провёл с лекциями и экскурсиями по блоку около пяти с половиной тысяч человек. Таким образом, всех жителей Волгодонска мы с Владимиром Константиновичем могли провести через блок за 68 лет (!!!). Телевидение неслыханно повысило наши информационные возможности. Однако появилось оно лишь через четыре с лишним года после вышеописанных событий, в декабре 1997-го года. 26-го декабря телестудии «АЭС-ТВ» исполнилось бы ровно 20 лет…

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий