воскресенье, 26 ноября 2017 г.

Новейшая история Ростовской АЭС. Зарисовка №4 (доп.)


Зарисовка №4 (доп.).

Наступил 1998-ой год. Будущее Ростовской АЭС всё ещё выглядело туманным, хотя нам, работникам Информационного Центра (ИЦ), уже было понятным. Минуло два месяца после опубликования в «Неделе Волгодонской» Татьяны Непомнящей интервью с мэром города Сергеем Горбуновым. В нём он недвусмысленно дал понять, что принципиально вопрос пуска 1-го энергоблока Ростовской АЭС в концерне «Росэнергоатом» решён положительно, и от консервации станция приступает к расконсервации и к началу пусконаладочных работ. В декабре 1997-го успешно проведён так называемый «пролив реактора на открытый аппарат», который стал дебютным сюжетом первого выпуска телевизионных «Новостей РоАЭС», первый выпуск которых вышел в эфир телекомпании ВТВ 26-го декабря. В городе на большинство он произвёл «эффект разорвавшейся бомбы». Внезапно оказалось, что РоАЭС, которую считали давно закрытой, активно достраивается и готовится к пуску. А в апреле 1998-го автора этих строк при активной поддержке нового начальника ИЦ, бывшего лидера профкома РоАЭС Виктора Васильевича Башкатова, официально утвердили на должность режиссёра-постановщика телепрограмм телестудии «АЭС-ТВ». Этому лейблу суждено было появляться в еженедельном телеэфире более шести лет…
Однако большое телевизионное будущее не отменяло последствий не менее большого газетного прошлого автора. Годом ранее после описывавшихся выше событий он имел неосторожность письменно ответить на письмо в «Волгодонскую Неделю», - газету в то время известного адвоката Григория Заболоцкого, - ветерана городской прозы Николая Петровича Зурина. Последний яростно бичевал «коварных атомщиков», которые, по его мнению, после Чернобыля должны были покаяться в содеянном, бросив своё недостроенное детище на произвол судьбы. Но, как говорится, «и не таких валили», и я решил ответить живописателю донской природы по полной программе. В пылу азарта немного перевалил за грань допустимых выражений, назвав его некоторыми не очень хорошими словами (без мата, как это иногда принято сейчас). Написал, отправил в редакцию и забыл. Однако с первыми весенними оттепелями редактор станционной газеты «Энергия», ныне почётный гражданин города, Юлия Георгиевна Исакова передала мне подброшенную под дверь редакции газеты повестку о вызове меня в городской суд по делу об иске в защиту чести и достоинства вышеупомянутого литератора. Естественно, я быстро подготовил речь в свою защиту, приведя толкования моих выражений в энциклопедиях и словарях, и доказывавших как дважды два, что я имел полное моральное право на их употребление. Однако в назначенный день истец в суд не явился, и, как заявила мне как явившемуся ответчику судья Лихачёва, он забрал своё заявление. Достоверные источники позже передали мне, что сделал он это по настоятельной просьбе лидеров Регионального Гражданского Комитета (РГК) по закрытию Ростовской АЭС Владимира Шалимова и Ирины Резниковой. Так или иначе, но дело мной, по сути, было выиграно…
Этой же весной 1998-го произошло ещё одно забавное событие. За давностью лет уже не припомню, в честь чего, но мы с оператором Рамилем Ягфаровичем Ибрагимовым и советником директора по региональным связям Геннадием Михайловичем Саловым поехали на выступление депутата гордумы Сергея Леонидовича Шерстюка перед депутатами законодательного собрания Зимовниковского района. С.Л. и в то время был широко известен своей депутатской деятельностью, и его авторитет был весьма высок. Он умел великолепно маневрировать в сложных ситуациях, и мэр города Сергей Васильевич Горбунов именно ему поручил объяснить зимовниковским нардепам, как и почему Волгодонская гордума большинством голосов поддержала достройку и пуск атомной станции. И вот в ходе выступления Сергея Леонидовича один из местных депутатов прервал его речь выступлением с места, мол, рядом с нами находится нефтебаза, а мы с этого ничего не имеем. А до того С.Л. говорил о том, что, дескать, против АЭС в городе Волгодонске активно выступают всего 12 человек (намекая на численность РГК и противников станции в городской Думе). Шерстюку не понравилось, что его так нагло прервали, он вытянул руку в сторону «нахала» и громко сказал: «Ну вот, пожалуйста, - тринадцатый!». По залу прошёл лёгкий смешок, и он продолжил своё выступление. Всё кончилось хорошо, селяне, что называется, «прониклись». Мы уже вышли из здания и садились по машинам, когда Сергей Леонидович догнал меня, осторожно взял под локоть, отвёл в сторону и тихо сказал мне: «Я тут немного погорячился… Вы это, пожалуйста, не ставьте в эфир, хорошо?» Я улыбнулся, вспомнил, что Рамиль в это время делал подсъёмку зала, и ответил: «Ну что Вы, Сергей Леонидович, я всё прекрасно понимаю. Поверьте на слово, я Вас не подставлю. Мне это совсем неинтересно». С.Л. одобрительно кивнул головой и пошёл к своей машине, а я последим заскочил в наш «ицэшный» микроавтобус, и мы поехали в телестудию смотреть отснятый материал. А спустя всего несколько месяцев Законодательное Собрание Ростовской области абсолютным большинством голосов (23 из 45) отменило решение областного Совета народных депутатов от 5-го августа 1990-го года, и после пламенной речи Губернатора Владимира Чуба, признало необходимой достройку и пуск 1-го энергоблока Ростовской АЭС. Но об этом я уже писал в своих первых десяти зарисовках из жизни нашей атомной станции.


(Продолжение следует)

8 комментариев:

  1. Зурин Николай Петрович - мой отец.Атомную энергию я всегда считала "джином,выпущенным из бутылки" и вышедшим из-под контроля.Так что над всем вышесказанным стоит призадуматься в другом аспекте...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. При всём моём уважении к Николаю Петровичу как к писателю, ему не стоило тогда изображать Дон Кихота, воюющего с атомной "мельницей". Тем, кто ничего не понимает в атомной технике, не стоило содействовать тем, кто почти десять лет сознательно гнобил коллектив РоАЭС, называя АЭС "атомной бомбой, которую держат за хвост". Скажите теперь Путину, что лично Вы о нём думаете после презентации 1-го марта универсального ядерного двигателя, который сегодня есть только у России.

      Удалить
  2. Теперь,после сметри моего отца,мне нечего больше сказать Путину,кроме всего,что раньше сказала ему моя Страна.Механизм саморазрушения запущен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Ваша" страна в марте отдала Путину почти 80% голосов, причём через 18 лет его правления. Для Вас это не аргумент?

      Удалить
  3. Мы говорим о разных странах...

    ОтветитьУдалить
  4. Тогда с Вами и Вашей "Незалежной" всё ясно...)))

    ОтветитьУдалить