суббота, 20 апреля 2013 г.

Танцы на костях, или за что я не люблю нынешних атомщиков






Я не люблю насилья и бессилья,
Я также против выстрелов в упор…
В. Высоцкий
Наверное, странно будет слышать эти слова от человека, 15 лет проработавшего на АЭС, но я действительно недолюбливаю тех, кто работает там сегодня. Нет, не потому, что они плохие, а я будто бы ангел во плоти. Всё гораздо сложнее и глубже.
История РоАЭС началась в ноябре 1977 года с закладки символического первого камня в основание первого энергоблока. Ещё существовал СССР и всё в нашей жизни было предсказуемо и человечно. Станция строилась, народу на стройке было немеряно, даже строителей «Атоммаша» порой приходилось звать на помощь.
Однако в конце 80-х – начале 90-х в стране воцарился хаос и неразбериха, маленькие и по своей сути никчемные людишки полезли во власть, и в качестве тарана использовали лозунг «Нет – атомному монстру на донской земле!» Массовым митингам и пикетированию стройки пресловутый «атомный монстр» в то время мог противопоставить лишь ИСО (информационно-справочный отдел) с несчастной девушкой, которая за полставки зарплаты должна была отвечать на все вопросы, касающиеся 1-го энергоблока. Силы были откровенно неравны, и тогдашний директор РоАЭС Эдуард Мустафинов отдал приказ о создании энергичного и активного Информационного Центра, в коем автор и работал с сентября 1993-го, поднявшись до должности режиссера-постановщика телестудии РоАЭС. В считанные месяцы была сформирован информационный холдинг, в состав которого вошли телестудия «АЭС-ТВ», радиостудия и две газеты – «Донская правда» и «Энергия атома». Этот холдинг за четыре года работы (1998-2001) сделал невозможное – добился понимания горожанами мысли о жизненной необходимости атомной станции для Волгодонска. Митинги «зелёных» стали собирать всё меньшие аудитории, выродившиеся под конец в «ты да я,  да мы с тобой». Упадок в городе достиг своего апогея, денег в городской казне практически не было ни на что. С учетом сложившейся ситуации, в поддержку строительства и пуска  АЭС выступил осенью 1997-го тогдашний мэр города Сергей Горбунов, а летом 1998-го аналогичное решение приняли  депутаты областного Законодательного Собрания. Меньше чем через три года энергоблок №1 Ростовской АЭС дал первый ток в Единую энергетическую систему России. Я в тот момент уже полгода как лежал в специализированной больнице с диагнозом «нервно-психический срыв», и даже не догадывался, что ни я, ни мои коллеги в виде сплочённого и боевого подразделения уже перестали быть нужны…
К чему я всё это? Да к тому, что история повторяется дважды: как трагедия и как фарс. Сейчас как раз второй акт «спектакля». Огромный Информационный Центр станции рассказывает ребятишкам, какая она хорошая и безопасная, растя очередное поколение детей, абсолютно бесстрашных перед «мирным атомом» и потому не готовых к форс-мажорной ситуации типа Фукусимы или Чернобыля. Зарплаты за одинаковую работу на АЭС в 1,5-2 раза выше, чем в городе. Ну да Бог с ними, с зарплатами. Лично меня бесит другое обстоятельство. Когда шла война за пуск станции, ещё при тогдашнем министре Викторе Никитовиче Михайлове, которого позже заменил такой же «ястреб» Олег Адамов, так вот тогда о присутствии НИАЭПа на РоАЭС никто и слыхом не слыхивал – один Алексей Борисович Рончинский был в ответе за всё, как юный пионер. Зато теперь нижегородские конкретно обнаглели, вспомнили, что они у нас генеральные проектировщики, и поперли в Волгодонск как тараканы, расталкивая локтями и балаковских, и запорожских, и красноярских предшественников. Да и москвичи со своим «витино мяу мифи», «сожравшие» наш волгодонский филиал  НПИ, теперь не отстают. И лично мне очень неприятно самоуверенное и наглое поведение моих бывших земляков, лезущих в чужой монастырь со своим уставом. Когда Немцов, у них дома, закрыл строительство Горьковской атомной станции теплоснабжения (ГАСТ), «перепрофилировав» её в ликёро-водочный завод, никто из НИАЭПа даже не пикнул в защиту уникального и почти готового детища. А как Росатом начал «поднимать» РоАЭС – нате вам, взвились соколы орлами!
И последнее, насчёт повторения истории. Так же, как в 1990-ом, строители и некоторые другие подрядчики дирекции АЭС, в приватной беседе со мной говорят: «Вот дострою третий и четвёртый блоки, и свалю из Волгодонска на х…р!» Никому из них даже в голову не приходит, как мне, осесть в Волгодонске с семьёй не только до, но и после пуска блоков. Характерный штришок, не правда ли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий